пятница, март 29
29 / 3 / 2024
За приобретение части территорий Арцаха Баку поплатился своим суверенитетом - под лозунгом «Один народ – два государства» Турция практически аннексировала Азербайджан: Бабуханян

За приобретение части территорий Арцаха Баку поплатился своим суверенитетом - под лозунгом «Один народ – два государства» Турция практически аннексировала Азербайджан: Бабуханян

После проигрыша в холодной войне установленные в Армении, как и в других постсоветских странах новые порядки «демократического тоталитаризма» раскрыли широкие возможности для активного вливания в страну тоталитарных сект, деструктивных общественных организаций с внешним управлением, различных пропагандистов т.н. меньшинств с соответствующим проникновением спецслужб недружественных государств. Об этом в ходе Круглого стола на тему  “Актуальные вопросы армяно-российского стратегического союза перед лицом угроз и вызовов современности”, организованного Евразийским экспертным клубом, заявил председатель партии “Союз “Конституционное право” Айк Бабуханян. 

По его словам, пропаганда «рыночных ценностей», западного образа жизни, отказ от духовности, пересмотр истории вкупе с огромными финансовыми вливаниями для воспитания «нового» гражданина Армении привели к формированию не только пятой, но и шестой колонны, с проникновением соросизма во все государственные и общественные структуры. Только по линии фонда Сороса в Армении с 1997г. было роздано грантов на сумму почти в $60 млн.

«Национальная идея Третьей Республики сформировалась как построение независимого либерально-демократического и более-менее национального государства, которое тяготеет к европейским моделям и структурам, может самостоятельно обеспечить безопасность Арцаха и продвигать международное признание геноцида армян. При том, окончательно не была сформирована доктрина решения арцахской проблемы, не был найден национальный консенсус по этому вопросу. Также не была сконструирована модель такого системного экономического развития страны, которая дала бы возможность решить социальные, демографические проблемы, а также предотвратить отставание в региональном соперничестве, в том числе и в военно-технических вопросах»,- подчеркнул Бабуханян.

По его словам, внешняя политика страны, реализовывая вышеуказанную национальную идею, в целом была многовекторной (комплементарной), что обеспечивало примерно равноудаленные отношения как с Западом, так и с Россией, причем в разные временные периоды и в разных областях акценты сотрудничества с ними были разные. Во времена однополярного мироустройства (условно можно считать до Мюнхенской речи Президента РФ В.В. Путина 10 февраля 2007 года) Армения в политических вопросах ориентировалась на западные структуры: ОБСЕ, Совет Европы (в который вступила в 2001г.). В тот же период в экономических вопросах доминировали МВФ, Всемирный банк. Соответственно с западными партнерами, а точнее кураторами тесно работали министерства финансов, юстиции и экономический блок. В 2005 году Армения присоединилась к болонской системе образования, было проведено много соответствующих реформ. В 2017г. Армения ратифицировала договор о всеобъемлющем  и расширенном партнерстве с ЕС.

Что касается военной области, то сотрудничество Армении с НАТО началось спустя год после обретения независимости. Уже в 1992 году Ереван присоединяется к только что созданному Совету североатлантического сотрудничества. В рамках развития своих отношений с Североатлантическим союзом, Армения в 1994 г. присоединяется к натовской программе «Партнерство ради мира», а с 2002 г., участвует в процессе планирования и анализа  данной программы, что помогает вооруженным силам РА расширять возможности по взаимодействию с альянсом. В 2003 году, несмотря на то, что Армения не являлась членом НАТО, посылает своих военнослужащих в Косово для участия в миротворческой операции НАТО.

В декабре 2005 года Ереван подписывает План действий индивидуального партнерства (ПДИП). В этом же году группа армянских военнослужащих (из 46 человек) направляется в Ирак для выполнения (в составе польской дивизии) гуманитарных задач миссии НАТО. Армянский контингент пробыл в Ираке до октября 2008 года. В феврале 2010 года Ереван посылает группу из 40 миротворцев в Афганистан. Для улучшения отношений с НАТО Национальное собрание Армении 11 мая 2011 года ратифицировало соглашение об увеличении армянского миротворческого контингента в три раза (до 130 человек).

В связи с тем, что ПДИП носит широкий характер, Армения не только сотрудничает с НАТО в оборонной сфере, но и проводит регулярные консультации со странами-членами Североатлантического союза по вопросам правового государства, «прозрачности» реформ и т.д.. Второй этап реализации ПДИП, начавшийся в 2010 году, предусматривал осуществление стратегического пересмотра обороны Армении, в рамках которого был разработан среднесрочный план развития Вооруженных сил. Этот план предусматривает управление обороной на основе демократического и гражданского контроля, а также реформирование армии для приближения ее к «международным» стандартам.

По словам Бабуханяна, в российском векторе внешней политики Армении также имелось развитие. В основном оно проявлялось в военной сфере. Создание военной базы, охрана границ, вступление в ОДКБ, создание Объединённой группировки войск (сил) России и Армении (2016г.). В экономическом блоке в собственность или управление российским компаниям переданы некоторые  системообразующие предприятия Армении. С 2015г. Армения вступила в ЕАЭС. Основным торговым партнером  Армении является РФ, на которую приходится основная часть экспорта готовой продукции. В образовательной сфере также имеются подвижки: в 1999г. начал действовать Российско-Армянский университет, а в 2015г. – ереванский филиал МГУ.

«Таким образом, можно сказать, что многовекторная сбалансированность армянской внешней политики по формуле «и-и» сохранялась вплоть до событий 2018г»,- заверил он.

По словам Бабуханяна, в 2018г. Армения, как и в свое время ряд стран СНГ и Восточной Европы, оказалась в огромном геополитическом разломе, произошло то, что называется цветной революцией, — западные технологии достигли своей цели. «Как было показано выше, на это тратились и тратятся огромные ресурсы, и это не ново, эта ситуация созревала много лет, практически с конца 80-х, и была доведена до логического конца. К власти в Армении были приведены прозападные силы, которые выступали за выход Армении из ЕАЭС, за создание «альтернативной» системы безопасности Армении и т.д. Их последующие действия привели к резкому снижению уровня доверия в армяно-российских отношениях»,- подчеркнул он.

Как заметил Бабуханян, Вторая арцахская война (сентябрь-ноябрь 2020г.) не только обнажила всю уязвимость  системы безопасности армянского народа, но и в корне изменила ситуацию в стране и регионе. Вот основные измерения послевоенного регионального ландшафта:

«Часть исконно арцахских земель оккупирована, связь с Арцахом осуществляется по узкому коридору, потеря старой линии обороны, которая оснащалась 30 лет, изрезанность новых границ создает огромные сложности в построении новой линии обороны. Ни Армения, ни тем более Арцах не обладают необходимыми ресурсами.

Угроза оккупации нависла не только над оставшейся частью Арцаха, но и над Сюникской областью. Под ударом оказалась вся территория Армении, в том числе столица. Попытки Азербайджана диктовать условия с позиции силы, предъявление территориальных претензий включая Ереван и Севан, невыполнение трехстороннего соглашения по части обмена военнопленными, требования уступок по транспортным схемам, не обозначенных в соглашениях, отрицание переговоров по статусу Арцаха говорят о намерениях Баку к продолжению конфронтации с целью оккупации всей Арцахской Республики и Сюникской области и геноцида проживающего в них армянского народа.

Армянская армия понесла тяжелые потери в живой силе и технике, на восполнение которых нужны годы и огромные материальные ресурсы, которыми ослабленная пандемией и войной экомомика Армении не располагает. Армения самостоятельно не сможет решить вопрос переоснащения армии»,- объяснил Бабуханян.

По его словам, безопасность Арцаха, Сюника, Тавуша, армяно-турецкой границы обеспечивают российские военные, миротворцы и пограничники. Россия остановила войну, предотвратив оккупацию оставшейся части Республики Арцах и Сюника. Тем самым еще раз подтвердила свою стабилизирующую и миротворческую миссию в регионе, продемонстрировала верность союзническому долгу, а также роль защитника армянского народа.

«Арцах стал территорией ответственности РФ. Впервые после развала СССР здесь появились российские военные формирования. Стабильность здесь гарантирована на 5 лет. Одновременно неопределенность статуса Арцаха и оккупация г.Шуши и Гадрутского района являются факторами будущей нестабильности в регионе»,- отметил он.

По его словам, экономика Армении нуждается в срочных внешних инвестициях, без которых социальные показатели в стране приблизятся к критическим отметкам. Причем инвестиции должны быть из тех источников, которые не будут ставить политические условия, несовместимые с целями и задачами армянского народа.

«Война, политический и экономический кризис породили массовые эмиграционные настроения, что чревато демографической катастрофой.

Азербайджанская армия, народ и экономика также понесли тяжелые потери, так и не заполучив Арцах. Азербайджанцы, а вместе с ними и представители национальных меньшинств гибли ни за что! Для освоения приобретенных территорий Азербайджану необходимы колоссальные средства, что ухудшит социальное положение в стране и приведет к внутриполитической нестабильности.

За приобретение территорий Азербайджан поплатился частью своего суверенитета в пользу Турции. Под лозунгом «Один народ – два государства» Турция практически аннексировала Азербайджан, как это было в 1918году»,- подчеркнул Бабуханян.

По его словам, в логике переговорного процесса, была заложена миротворческая функция России как гаранта стабильности и мира в регионе. Такое решение усилило влияние России в регионе, и наоборот, поставило крест на неоосманистских стратегических целях Турции: соперничество между Россией и Турцией за влияние на Южном Кавказе вновь обострится.

Как заметил Бабуханян, предстоит сложнейший процесс разблокировки транспортных коммуникаций региона, что приведет к новым экономическим реалиям, и как следствие — к изменениям в политическом и психологическом восприятии ситуации в регионе. Причем ситуация может развиваться как в сторону разрядки напряженности, так и в направлении возникновения новых противоречий.

«Ввиду всего перечисленного Армении нужна новая национальная идеология, в основе которой должна быть безопасность, сохранение государственности, отстаивание своих интересов при создании новой архитектуры в регионе, поддержание мира и выстраивание отношений с соседями, развитие конкурентоспособной экономики, репатриация, сохранение цивилизационного суверенитета нации, устойчивая политическая система.

Реализация этой новой национальной идеи - есть новый этап в развитии армянской государственности — построение четвертой республики.

Для этого мы должны пойти по пути формирования нового союза с Россией. Мы должны разрушить турецкие планы о доведении геноцида до конца, а путь к спасению от всего этого заключается в формировании новой Армении,  в превращении ее в действительно армянское, сильное, безопасное государство. У нас как у восточных христиан, есть цивилизационная общность с Россией.

И сегодня, учитывая наш исторический опыт и особенно 103-летний период нашей восстановленной государственности, нынешние наши ресурсы, международные (мировые и региональные) геополитические развития, мы видим лишь одно решение — сформировать с Россией тесный политический, военный, экономический и цивилизационный союз вплоть до создания Союзного государства.

Именно это и есть формула, в рамках которой решается судьбоносная для нас задача ЗЕМЛЯ- НАЦИЯ- ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ. И чтобы решить эту проблему, сегодня основано движение «Сильная Армения с Россией — за новый Союз»»,- подытожил Бабуханян.

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: