вторник, июнь 18
18 / 6 / 2024
В поисках более стабильной и безопасной Армении

В поисках более стабильной и безопасной Армении

Беспрецедентно напряженные и горячие обсуждения последнего времени показывают, насколько хрупка стабильность нашей страны и какие существенные и последовательные усилия необходимо предпринять для укрепления нашей безопасности. Напряженная внутриполитическая атмосфера понятным образом оттеняет внимание от внешнеполитических перипетий, однако ясно, что сегодня не изучать вопросы внешнеполитических векторов, политических предпочтений и ориентиров невозможно, так как, по крупному счету, от них зависит наша безопасность.

Ниже представляем вниманию читателей наши наблюдения о наиболее чувствительных региональных политических и экономических проблемах.

Армяно-турецкое урегулирование зависит от армяно-азербайджанского урегулирования

 Этот тезис, который стал понятен еще со времен “футбольной дипломатии”, продолжает оставаться в центре озабоченного внимания армянства в Армении и в Диаспоре. Из истории начала 20-го века хорошо известно, что Турция была согласна с существованием такого армянского государства, которое никоим образом не мешало бы связям и взаимодействию Турции и Азербайджана. Поэтому и в 1918, и в 1920 гг. Республика Армения обязывалась предоставить возможность беспрепятственного транспортного сообщения двум соседям. После установления советской власти, подписания Московского и Карсского договоров Зангезур и Борчалинский уезд стали частью Армении и территория нашей страны увеличилась в три раза. Почти сразу же было решено, что Нахиджеван получит связь с Азербайджаном по транпортным магистралям Мегринского района. Во все годы Советского Союза по этой дороге (так же, как и по всем приграничным дорогам Нахиджевана) осуществлялся контроль со стороны пограничных войск, Коммитета государственной безопасности СССР. Необходимо сразу сказать, что именно этот советский прецедент имеет в виду Россия, когда утверждает, что на дорогах мегринского участка контроль за передвижением турецких и азербайджанских транспортных средств хотели бы осуществить российские пограничники. Как известно, Азербайджан не против этой идеи. Остается решение Армении, которая пока имеет возражения.

Необходимо отметить, что логика последовательных шагов диктует знать, что российские пограничники и сегодня осуществляют защиту армяно-турецкой и армяно-иранской границ. Требуя оставить пограничные пункты аэропорта “Звартноц” в Ереване, Армения, в то же время, продолжает соглашаться, чтобы они охраняли армяно-турецкую и армяно-иранскую границы. Таким образом, очевидно, что здесь есть место для переговоров и этот вопрос может проясниться, когда закончится демаркация и делимитация армяно-азербайджанской границы. После этого остальные вопросы понятным образом будут решены гораздо быстрее. В их числе окончательную ясность преобретут вопросы о том, каким образом Нахиджеван (а значит и Турция) получат возможность беспрепятственной коммуникации по территории Армении?

 Позиция Ирана очень важна

 Позиция Исламской Республики Иран в вопросе Армении очень ясна и неизменна. Иран хочет иметь дружественные и добрососедские отношения со всеми тремя странами Южного Кавказа. Иран настаивает, чтобы границы этих государств (в первую очередь Армении) были бы неизменны и мир в регионе был бы сохранен. Азербайджан интересуется, насколько последователен на самом деле Иран, выражая эту позицию и что будет делать, если он бует силовыми, агрессивными действиями, например, оккупировать южные районы Армении?  Официальный представитель Ирана в очередной раз ясно и недвусмысленно изложил министру иностранных дел Турции эту позицию официального Тегерана и показал, что в случае возможной агрессии не будет оставаться безучастным. Однако надо понимать, что перед тем, как надеяться на Иран, Армения должна сама посредством собственных последовательных шагов укреплять безопасность и защищать свои суверенные границы. Поэтому активные международные переговоры и контакты, в том числе с представителями Запада, продолжаются и декларированная их цель – помощь в установлении достойного и справедливого армяно-азербайджанского урегулирования. Стоит заметить, что и Турция, и Иран ожидают, чтобы все транспортные коммуникации, связывающие Армению с Азербайджаном были открыты и Южный Кавказ превратился бы в активный и бесперебойно работающий транспортный узел. Этого желает также Россия. Задача одна – все ждут полноценного функционирования стратегической оси “Север-Юг”. Никто не может сказать, сколько продлится Украинский кризис. Даже самые смелые западные наблюдатели, которые начали говорить о необходимости мирных переговоров, очень затрудняются прогнозировать, когда же завершится военное противостояние. Именно поэтому транспортные магистрали, проходящие по Южному Кавказу, Каспийскому морю, частично также по Центральной Азии, обретают очень важное значение.

Проект, получивший поддержку в рамках БРИКС, по которому Индия через иранские порты получает возможность сообщения с Россией, в первую очередь, конечно, относится к Азербайджану, и потом только к Грузии и к нашей стране. После обсуждений с иранскими партнерами, вице-премьер России на прошлой неделе заявил, что будут сделаны серьезные инвестиции для завершения железнодорожной магистрали, связывающей Иран с Азербайджаном с целью связать через прибрежные магистрали Азербайджана Иран и Россию.

Позволим себе убежденно заявить, что желание Ирана развивать транспортное сотрудничество также с Арменией твердое и будет иметь реальное продолжение. Начиная с того вопроса, что Иран хотел бы иметь второй, с большей проходимостью мост через пограничную реку Аракс на границе Армении и заканчивая быстрейшим завершением строительства автомагистрали Север-Юг, наглядно демонстрирует серьезные ожидания Ирана.

Вообще, стоит организовать в кругах армянского научно-экспертного сообщества компетентное обсуждение о том, желает ли искренне член ЕАЭС Армения реально углублять сотрудничество с Ираном? Важно понимать также, что мы были уполномочены ЕАЭС переговаривать с соседним Ираном по вопросу создания зоны свободной торговли и намерены ли сейчас фарсировать углубленное сотрудничество? Понятно, что все взоры устремлены на санкции Запада и ни Армения, ни Грузия, ни Азербайджан не пойдут по пути их нарушения. Однако просто необходимо находить новые, нестандартные, гибкие меры торгово-экономического сотрудничества, если мы желаем полноценно реализовать тот огромный потенциал, который имеет наше сотрдуничество с соседним Ираном и, по его территории, с Индией.

Китай утверждается на Южном Кавказе

 Китай начал проводить активную политику в регионе Южного Кавказа. Несколько месяцев тому назад прибывшие в Ереван китайские политологи хители бы понять, отношение какой глубины готова развивать Армения с их страной? Не секрет, что в нашем обществе активно обсуждается также тот вопрос, может ли КНР, как постоянный член Совета безопасности ООН выступить в вопросе Армении как гарант безопасности и суверенитета?

Удивительный для специалистов с первого взгляда подобный вопрос имеет право на жизнь в Армении, так как никто не знает о том, кто в экстремальных ситуациях будет гарантировать безопасность и территориальную целостность нашей страны. Китай развивает с Россией стратегические партнерские отношения и совместил ЕАЭС со своим мегапроектом “один пояс – один путь”.

Можно утверждать, что с Арменией  Китай будет развивать такие отношения, которые уместятся в проекте большого сотрудничества Китай-Россия. И в Грузии, и в Азербайджане Китай реализует гораздо более внушительные экономические проекты. Исключительно от официальных лиц Армении зависит, как будут развиваться армяно-китайские отношения. Если мы говорим о развитии транспортного коридора Запад-Восток, мы понимаем, что связывающая через Южный Кавказ дорога из Турции в Центральную Азию сегодня имеет гораздо более меньшие возражения со стороны России, чем десять или двадцать лет тому назад. Российские официальные лица сейчас откровенно утверждают, что в равной степени заинтересованы в быстрейшего запуска в полном объеме на Южном Кавказе коридоров и Север-Юг, и Запад-Восток.

Армяно-российские официальные отношения находятся на низком уровне

 Это положение не может не вызвать озабоченность у специалистов, осведомленных вопросами безопасности и стабильности Армении. Пока двусторонние официальные отношения с Россией продолжают ухудшаться. Об этом предупреждают российские эксперты, которые пробуют делать даже прогнозы в вопросе о том, пойдет ли Россия по пути сокращения экономических свяазей с Арменией? Пока в Москве доминирует то мнение, что одно дело – официальные отношения с властями Армении, и другое дело – многомиллионные узы сотрудничества между двумя братскими народами. В доверительных беседах российские государственные деятели говорят, что в создавшейся ситуации Москва желает продвигать научные, культурные, гуманитарные, цивилизационные связи с Арменией, желая этим заполнить образовавшийся неприятный вакуум. Улучшению политических отношений двух стран ожидают все те, которые думают, что экономическое  развитие Армении возможно только лишь посредством фарсирования именно этого сотрдуничества. И Азербайджан, и даже Грузия сегодня имеют куда более активные отношения с сегодняшней Россией, чем прозападные власти Армении. Повторимся, Армения должна думать об улучшении отношений со всеми соседями. Но ни в коем случае не за счет отношений с Россией. Эта тема в ближайшем будущем займет серьезное место в нашем общественно-политическом дискурсе. Это диктует логика международных отношений.  

Арам Сафарян           

Политический аналитик,

координатор Евразийского экспертного клуба

 

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: