воскресенье, апрель 28
28 / 4 / 2024
ИРНА: Сергей Мелконян: Новые цели Турции и Азербайджана на Южном Кавказе

ИРНА: Сергей Мелконян: Новые цели Турции и Азербайджана на Южном Кавказе

Последние три года принесли значительные изменения в геополитику Южного Кавказа. Самым важным из них стало разрушение Нагорного Карабаха Азербайджаном. В то же время усилились позиции внешних акторов, что произошло синхронно с попытками Азербайджана решить проблему Нагорного Карабаха силовым путем, пишет армянский аналитик, научный сотрудник APRI Armenia Сергей Мелконян для иранского СМИ ИРНА.

«Спустя четыре года израильское присутствие расширилось на территории, контролируемой Азербайджаном вблизи границы с Ираном. А в последние годы Индия стала главным поставщиком оружия для Армении. В связи с появлением новых игроков, прямо или косвенно вовлеченных в динамичное развитие событий, Азербайджан и Турция ставят перед собой новые цели. Именно эти цели будут влиять на геополитику региона», - отмечает он.

Какова необходимость в новых целях?

На протяжении 30 лет с момента своего образования Азербайджан строил свою государственную идентичность на антагонизме и ненависти к Армении, подчеркивает Мелконян.

По мнению аналитика, в этом контексте проблема Нагорного Карабаха была лишь маленькой деталью. Турция, являющаяся главным союзником Азербайджана, продолжила стратегическую линию Баку.

Анкара организовала блокаду Армении, которая продолжается до сих пор, отказываясь нормализовать отношения до тех пор, пока Ереван не решит свои проблемы с Азербайджаном путем сдачи Нагорного Карабаха. Именно этот пункт был главной предпосылкой нормализации отношений между Анкарой и Ереваном.

Со времени Третьей Нагорно-Карабахской войны в 2020 году прошло три года. Армения официально вывела свои вооруженные силы из Нагорного Карабаха, не оказала никакой поддержки и вела переговоры о нормализации отношений с Азербайджаном. Баку продолжал выдвигать новые требования, которые Ереван выполнил. признание территориальной целостности Азербайджана, включая Нагорный Карабах. Однако позже требования вышли за рамки Нагорного Карабаха.

Во-первых, передача Азербайджану населенных пунктов с территории Армении, которую Баку считает своими «анклавами». Во-вторых, обеспечение «Зангезурского коридора» через территорию Армении для соединения Турции и Азербайджана. В-третьих, предоставление гарантий для населения территории Армении гражданами Азербайджана.

«Такой подход наглядно демонстрирует, что проблема армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений не ограничивается исключительно Нагорным Карабахом. В процессе обсуждения мирного договора Баку настаивает на том, чтобы документ включал признание Арменией территориальной целостности Азербайджана площадью 86600 км2, в которую входит Нагорный Карабах. Однако сам Баку отказывается признавать территориальную целостность Армении. Это ключевой индикатор экспансионистских намерений Баку.

Подняв флаг Азербайджана в Шуши, а затем в Степанакерте, Алиев выполнил свою «историческую миссию». Чтобы сохранить антиармянский нарратив, служащий основой государства, а также продолжить консолидацию общества вокруг правящей элиты, Алиеву необходимо поставить новые глобальные цели»,- подчеркивает эксперт.

Каковы новые цели?

После войны 2020 года Баку начал включать в повестку дня нарративы «Зангезурский коридор» и «Западный Азербайджан». Все они носят экспансионистский характер и поддерживаются Турцией, отмечает Сергей Мелконян.

«Проект «Зангезурский коридор» является одним из ключевых и краткосрочных проектов. Он предусматривает прямую связь между Турцией и Азербайджаном через территорию Армении, что официально зафиксировано в Шушинской декларации 2021 года между Баку и Анкарой. Этот проект является не экономическим, а политическим, как заявило турецкое руководство.

Это также имеет высокий приоритет для Азербайджана. Летом 2023 года Алиев заявил, что «Зангезурский коридор» обязательно будет открыт, хочет этого Армения или нет». Позже помощник Алиева Хикмет Гаджиев заявил, что «Баку больше не интересен проект создания «Зангезурского коридора» через территорию Армении».

Такая смена дискурса стала возможной благодаря активности Ирана, который вынудил Баку согласиться на его предложение о модернизации существующего маршрута через территорию Исламской Республики. Таким образом, Тегеран временно снизил военное и политическое давление на Армению со стороны Турции и Азербайджана. Однако в этом месяце Алиев вновь заявил, что «должен быть свободный доступ в Нахиджевае из Азербайджана, поэтому не должно быть никаких таможенных сборов, проверок, пограничных процедур».

Иными словами, президент Азербайджана говорит о коридоре, не употребляя слова «коридор». Поэтому, по сути, ни Баку, ни Анкара не отказались от своих экспансионистских намерений, в том числе и по вопросу «Зангезурского коридора», ведь основная цель более глобальная», - отмечает эксперт.

Мелконян подчеркивает, что Баку продолжает активно конструировать нарратив «Западного Азербайджана». Согласно этому нарративу, современная Армения — это «Западный Азербайджан». Построение в общественном сознании происходит следующим образом. Во-первых, государственные каналы освещают новости и прогнозы погоды с территории Армении как «Западный Азербайджан», а представители госучреждений в официальных заявлениях используют только азербайджанские топонимы, гидронимы и другие обозначения. Во-вторых, готовится соответствующая инфраструктура в виде «Сообщества Западного Азербайджана». Он получает прямую государственную поддержку от президента Алиева. Так в общественном сознании конструируется новый экспансионистский запрос.

«Среди пантюркистов уже произошел раскол. Например, на территории Турции было объявлено о создании «Гейча-Зангезурской республики». По мнению его «основателей», оно включало часть территории современной Армении. После задержания инициаторов в Баку прозвучало заявление, согласно которому «Гейча-Зангезурская республика» прекращает свое существование, а «возвращение в Западный Азербайджан» возможно при продолжении правильного курса президента Алиева и работы «Общины Западного Азербайджана».

Поэтому после раскола происходит консолидация именно вокруг государственного курса Баку на установление контроля над территорией Армении.

Таким образом, несмотря на неспособность реализовать проект «Зангезурский коридор» в краткосрочной перспективе, сама идея связана с долгосрочной экспансионистской перспективой «Западного Азербайджана».

Поэтому любые договоренности между Ереваном и Баку будут не миром, а перемирием между войнами. Экспансионизм Баку и Анкары можно сдержать только путем установления баланса сил. Поэтому закупка Арменией оружия в оборонных целях вызывает резкую реакцию Турции и Азербайджана. Несмотря на это, единственный способ установить мир в регионе – смягчить и свести на нет экспансионистские планы Баку и Анкары», - пишет армянский аналитик. 

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: