пятница, март 29
29 / 3 / 2024
На Южном Кавказе вопрос коммуникаций нужно решать комплексно, с учетом также открытия Абхазской железной дороги и железной дороги Гюмри-Карс: Тавадян 

На Южном Кавказе вопрос коммуникаций нужно решать комплексно, с учетом также открытия Абхазской железной дороги и железной дороги Гюмри-Карс: Тавадян 

2020 год внес свои коррективы в товарооборот между странами-членами ЕАЭС. Как и в других странах, в Армении в 2020г. также снизились темпы товарооборота. В 2020г. совокупный экспорт снизился на 3.9% (с 2649 млн. до 2544 млн дол. США). Снижение экспорта в страны ЕАЭС составило 8.3%. В 2019г. экспорт Армении вырос на 9.8%, а в страны ЕАЭС на 11.7%. В 2020г. зарегистрирован рост экспорта Армении в Беларусь и Казахстан, соответственно на 18.7% и 19.3%. После долгого и стабильного роста экспорт в Россию в условиях пандемии сократился на 9.0%. Об этом во время телемоста Ереван- Москва на тему «Экономика Армении в 2020 году в контексте членства страны в ЕАЭС и перспективы возобновления работы коммуникаций в регионе Южного Кавказа», организованного Евразийским экспертным клубом сообщил доктор экономических наук, руководитель Центра экономических исследований Ашот Тавадян.

По его словам, за 2020г. вырос экспорт руды цветных металлов на 12.3%. Экспорт цветных металлов составил 29.3% от всего экспорта, к сравнению с показателем 25.1% в 2019г. Из основных статей в прошлом году сократились экспорт драгоценных и полудрагоценных камней на 11.8%, табака на 12.3%, алкогольной и безалкогольной продукции на 18.2%. Совокупный вес экспорта этих товаров в 2019г. составлял 37.7%, а в 2020 он сократился до 33.8%. Уже второй год сокращается экспорт продукции легкой промышленности, удельный вес которой в 2018г. составлял 8.8% от всего экспорта с показателем в 211 млн долларов, а в 2020г. этот показатель упал до 5.2% от всего экспорта с объемом в 131 млн долларов. Возрожденная легкая промышленность имела потенциал стать локомотивом для обеспечения экономического роста Армении. Предполагается восстановительный рост экспорта текстильной и трикотажной продукции. Одним из приоритетов для Армении должны быть укрепление и обеспечение роста легкой промышленности. Это имеет важное значение, ибо обеспечивает значительное повышение уровня занятости. Вырос экспорт пищевой продукции: экспорт рыбы на 84.7%, овощей на 19.4%, продуктов переработки овощей на 28.0%, молочной продукции и яиц на 47.3%.

С импортом Армении практически та же динамика. В 2020г. импорт сократился на 17.7% (с 5538 млн. до 4559 млн. дол. США). Практически не был зарегистрирован рост импорта из стран ЕАЭС в Армению. Отметим, что в 2019г. был зарегистрирован рост импорта на 11.3%, а из ЕАЭС на 18.5%. В 2020г. вырос импорт из Беларуси и Казахстана соответственно на 18.0% и 110.9%. Сократился импорт из России на 0.7%. Основная статья импорта Армении – топливо, которая сократилась на 6.3% в 2020г., составив 717 млн долларов. В основном все статьи импорта в 2020г. имели тенденцию сокращения. Сказалась пандемия короновируса, военное положение и резкое удешевление армянской валюты после войны.

Однако, по мнению эксперта, прогнозируется восстановительный рост экспорта, а также импорта начиная со второй половины 2021г.

«Интересен тот факт, что если в начале 2017 г. в составе экспорта в Россию превалировали алкогольные и безалкогольные напитки, то уже в 2018 г., а затем 2019г. экспорт более диверсифицировался и имеет продолжительный характер, что также показывает важность рынка ЕАЭС для Армении. Следует использовать все возможности ЕАЭС для дальнейшего роста экспорта готовой продукции в Россию, а также и в другие страны ЕАЭС»,- отметил Тавадян.

По его словам, в целом Армения в условиях пандемии и военного положения сравнительно неплохо противодействовала колебаниям национальной валюты. Курс валюты к отношению доллара США обесценился примерно на 8%. Однако в Армении стоит задача существенного улучшения состояния отрицательного торгового баланса, обеспечения роста соотношения экспорта к ВВП, дальнейшая диверсификация экспорта, стимулирование производства готовой продукции. Имеется значительный потенциал для решения этих задач в рамках ЕАЭС, что, конечно же, повысит конкурентоспособность экономики Армении.

В условиях пандемии и послевоенной ситуации особенно важное значение для роста товарооборота Армении имеет полноценное формирование единого рынка товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов в рамках Союза. Все четыре параметра свободы – движение товаров, услуг, капитала и трудовых ресурсов – должны действовать без изъятий.

Для повышения потенциала ЕАЭС остается весьма актуальным разработка дорожной карты кооперации и модернизации в первую очередь стратегических объектов стран ЕАЭС с учетом закона РФ “О промышленной политике” и статьи 4 Договора о ЕАЭС.

Особую важность для Армении приобретает решение Высшего Евразийского экономического совета о создании Совета по промышленной политике ЕАЭС, целью которого является согласование промышленной политики стран ЕАЭС и подготовка предложений по стратегиям, направлениям и перспективам развития промышленного комплекса ЕАЭС. Армения имеет все возможности для создания совместных предприятий со странами ЕАЭС. Этому будет способствовать выравнивание цен на минеральные продукты, подписание соглашения о свободной торговле с Ираном и открытие коммуникаций, не имеющих риска и прямо способствующих росту товарооборота экономики РА. Имеются перспективы сотрудничества в сферах оборонной промышленности, энергетики, металлургической промышленности, машиностроения, электротехники и приборостроения, в привлечении инвестиций в производство стройматериалов, в химической промышленности, в легкой промышленности, в сельском хозяйстве и пищевой промышленности, в производстве лекарств, в развитии туризма.

Для роста товарооборота и укрепления кооперации между странами ЕАЭС необходимо четкое выполнение статьи 63 Договора о ЕАЭС по уровню инфляции и поэтапное снижение в Договоре разницы между уровнями инфляции до 3 процентных пункта. Целесообразен переход в странах ЕАЭС на расчеты в рублях в торговле энергетическими ресурсами. Для роста товарооборота между государствами-членами ЕАЭС ключевая необходимость проводить согласованную валютную политику, с указанием в статье 64 Договора о ЕАЭС возможного колебания курса национальных валют между собой (не более 3%).

«Необходимо отметить следующий фактор: при нерасширении на практике взаиморасчетов в национальной валюте, конкретно при неприменении российского рубля во взаиморасчетах по энергетическим ресурсам, у центральных банков стран ЕАЭС не будет ясного стимула для четкого выполнения требований Договора о ЕАЭС, а также согласования и принятия соответствующих нормативов и документов. Без перехода на взаиморасчеты в национальной валюте особенно по энергоресурсам невозможно решение важной задачи либерализации и координации цен на энергоресурсы в ЕАЭСЭ», - подчеркнул Тавадян.

Для роста товарооборота следует повысить и уровень транспарентности в экономических отношениях между странами. Для этого следует конкретизировать статью 69 “Транспарентность” Договора о ЕАЭС. Этому будет способствовать и цифровизация экономических отношений между странами ЕАЭС.

Создание Межгосударственного фонда научных исследований государств-членов ЕАЭС, позволит обеспечить соответствующее финансирование фундаментальных и прикладных приоритетных исследований, разработок инновационных и венчурных проектов межгосударственного значения, решение проблем цифровой экономики.

 

По его словам, для значительного повышения эффективности совместных исследований необходимо создать Межгосударственный фонд научных исследований исходя из принятой Декларации ЕАЭС.

Выравнивание цен на минеральные продукты в ЕАЭС и снятие экспортной пошлины при интеграции явно будут способствовать росту ВВП и экспорта. Доступ к дешевым энергоносителям, прежде всего к природному газу, будет способствовать государству-члену ЕАЭС с относительно малой экономикой в более сжатые сроки реализовать потенциал роста.

Модернизация, кооперация и повышение конкурентоспособности экономики Союза являются ключевыми факторами для роста экспорта продукции государств-членов ЕАЭС. Эти три фактора с учетом кумулятивного эффекта не только будут прямо способствовать росту ВВП, экспорта, но и существенно повысят уровень занятости населения. Оптимальной загрузке мощностей должен способствовать свободный доступ продукции на общий рынок ЕАЭС. Открывается также возможность участия компаний в конкурсах на государственные закупки на всем пространстве ЕАЭС.

При интеграции в ЕАЭС существенно возрастает транспортный и транзитный потенциал государства-члена Союза. Все страны ЕАЭС заинтересованы в развитии железнодорожных и автомобильных транспортных коридоров, а также электросетей по всем торгово-экономическим направлениям.

Крайне необходима активизация работы всех государств-членов ЕАЭС по решению коммуникационных проблем на Южном Кавказе, что по сути следует из инициативы президента Российской Федерации В.В.Путина в данном направлении. Здесь необходим системный подход. Попытка политического решения этих вопросов с учетом интересов только одной или двух стран не будет способствовать экономическому росту всех стран ЕАЭС.

«Здесь ключевое значение имеет полноценное выполнение заявления президентов России и Азербайджана и премьер-министра Армении без изъятий. Стремление одной из сторон не выполнять пункты 7, 8 заявления и попытка выполнения пункта 9 только в интересах одной из стран не позволит разблокировать транспортные коммуникации. В пункте 9 четко указано «разблокируются все экономические и транспортные связи в регионе», однако фактически фиксируется обратный процесс. После подписания соглашения заблокирована дорога между Варденисом и Мардакертом. Это, конечно, представляет угрозу для полноценного выполнения данного заявления. Реально в экономическом плане наиболее выгодна разблокировка дороги Иджеван-Казах, что прямо свяжет Армению с Россией. Эти варианты с точки зрения времени и расходов наиболее выгодны. Экономически целесообразно также восстановление железной дороги из Ерасха в Садарак (Нахичеванская автономная республика). В целом считаем, что на Южном Кавказе вопрос коммуникаций нужно решать комплексно, с учетом также открытия Абхазской железной дороги и железной дороги Гюмри-Карс. С учетом того, что Турция активно расширяется в сторону Закавказья, то это, конечно же, накладывает на нее и определенную ответственность за решение транспортных проблем. Всем членам ЕАЭС необходимо этот фактор учитывать»,- заявил эксперт.

Он подчеркнул, что необходима активизация работы всех государств-членов ЕАЭС по решению проблем железной дороги через Грузию в Армению. С учетом того, что Казахстан и Беларусь имеют весьма позитивные отношения как с Грузией, так и с Россией, целесообразно подключение этих стран к данному процессу. Возобновление движения по железной дороге через Грузию в Армению позволит значительно увеличить товарооборот ЕАЭС не только в Грузию и Армению, но и в Иран. При разработке внешнеторговой стратегии ЕАЭС с Грузией необходимо учитывать эту перспективу.

Учитывая вызовы региона, подчеркнул он, ключевой гарантией безопасности стран ЕАЭС является евразийская экономическая и военно-политическая интеграция. Очевидно, что интеграционные процессы и военно-политическое сотрудничество тесно взаимосвязаны. Без модернизации и особенно кооперации экономики членов Союза невозможно также обеспечить экономическое развитие за счет военно-промышленного комплекса. «Отметим, что экономика военно-промышленного комплекса не только является основой коллективной безопасности государств-членов ЕАЭС, но и играет важную роль для роста занятости населения, в первую очередь в тех странах, где высок уровень безработицы. В целом военно-промышленный комплекс прямо способствует и укреплению экономической безопасности страны»,- заметил Тавадян.

По его словам, ЕАЭС создает реальные возможности для экономического развития страны, направленные на укрепление еe экономических позиций и повышение уровня жизни населения. Эти возможности позволят обеспечить существенное экономическое и политическое развитие государств-членов Союза, а также значительно увеличат их потенциал при решении конкретных экономических, а также и внешнеполитических проблем. Решение этих вопросов зависит от эффективного согласования экономической, социальной, военной, политики стран ЕАЭС.

«Для эффективной реализации этих возможностей необходимо с учетом нынешних реалий скорректировать приоритеты экономической политики, четко определить и согласовать ее цели, сформулировать новую модель развития экономики для стран ЕАЭС и спрогнозировать ожидаемые результаты. Это позволит сформировать надежную систему противодействия кризисным явлениям и обеспечить стабильный экономический рост всех стран ЕАЭС с опорой на человеческий и инновационный капитал. Это необходимо России, и особенно другим членам ЕАЭС, ибо страны с малой экономикой, как показывает и мировой опыт, обычно не могут занять достойную нишу в сфере современной индустриализации без емкого рынка, согласованной экономической политики и сложения финансового и ресурсного потенциала»,- резюмировал Тавадян.

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: