четверг, апрель 18
18 / 4 / 2024
Уже начался процесс масштабного переоснащения Вооруженных сил Армении: Давид Тоноян

Уже начался процесс масштабного переоснащения Вооруженных сил Армении: Давид Тоноян

Уже начался процесс масштабного переоснащения Вооруженных сил, начиная от стрелкового оружия до дальнобойных ракетных систем и многофункциональной боевой авиации. Об этом говорится в стратегии министра обороны Армении Давида Тонояна относительно приоритетов развития ВС и оборонной сферы РА.  

Наша цель сформировать такой военный потенциал, который не только сдержит реваншистские устремления противника и его соблазн начать широкомасштабные военные действия, но и в случае этого соблазна быстро лишит его возможности ведения войны.

Переоснащение также направлено на оснащение подразделений Вооруженных сил такими мобильными, современными и сверхточными видами оружия, которые будут действовать в области автоматического управления и обеспечат децентрализованные самостоятельные действия подразделений.

Качественные, а не количественные показатели, приобретаемых в результате переоснащения видов вооружения и военной техники должны превзойти уже существующие и заменяемые виды своими возможностями огневой мощи и точности, подвижности, защищенности и быстрого реагирования.

В-третьих, переоснащение преследует цель достичь более долгосрочной и легкой эксплуатации, обслуживания и применения вооружения, требующего меньше людских ресурсов и имеющего минимальную зависимость от человеческого фактора.

И в-четвертых, переоснащение преследует цель очевидного превосходства и нейтрализации рисков, наличествующих в другом направлении в отношении вероятного противника в различных областях ведения боевых действий с наиболее эффективным применением доступных ресурсов., цель пополнения сверхчувствительных систем ПВО на разных высотах и глубинах для нейтрализации всех возможных средств воздушного налета - от летающих на низких высотах и от наименьших целей до действующих в воздушно-космическом пространстве и так далее.

Внешняя среда безопасности Армении не улучшилась - наоборот, в нашем регионе и в его окрестностях с каждым днем возрастает конфликтность, более того, мировая общественность временно ограничила возможности сотрудничества, а угрозы прямого военного характера продолжают оставаться весьма вероятными.

Министр подробно остановился на своем видении развития армии, опубликованном два года назад, и подытожил его.

Надежная система защиты

«Надежная система обороны, в первую очередь современная и боеспособная армия, продолжает оставаться основным залогом обеспечения внешней безопасности, необходимой для стабильного развития Армении и Арцаха, представления в переговорном процессе по урегулированию нагорно - карабахского конфликта позиции всего армянского народа и, в первую очередь, народа Республики Арцах, а также формирования долгосрочных гарантий безопасности в жизненном пространстве Республики Армения», - считает министр.

За прошедший период, по словам министра, проблемы армии не изменились: военнослужащие дислоцированы по всей протяженности государственной границы Армении и линии соприкосновения с Арцахом, активно применяя новые технические средства, усовершенствованные формы и способы боевого дежурства. «Наша разведка продолжает контролировать противника с большим охватом, система ПВО продолжает свое ежедневное дежурство, ориентируясь на все высоты, на все вероятные цели, наша авиация продолжает добиваться превосходства в воздухе, осваивая многофункциональные самолеты нового поколения, наши инженерные и радиоэлектронные системы с каждым днем наращивают возможности подавления действий вероятного противника на земле и в воздухе.

В соответствии с задачами армии не меняются также цели развития оборонной сферы и вооруженных сил, однако меняются задачи и приоритеты по выделению ресурсов, направленных на их достижение, поскольку развитие армии - это непрерывный, постоянно адаптируемый, более того, интерактивный и конкурентный процесс с внешними вызовами и с воздействием на внешние вызовы. В соответствии с этим, достигнув конкретной цели, мы должны поставить перед собой задачу достижения новых «высот», более того, не выполняя каких-либо задач, мы должны умножить наши усилия и найти наиболее эффективные альтернативные решения.

За прошедший период реализован еще один императив программы правительства - конституционное требование о сохранении политического нейтралитета Вооруженных сил. Нам удалось удержать всю систему обороны, тем более армию от влияния на внутриполитические и избирательные процессы, тем самым укрепив аполитичный, надпартийный и общенациональный статус оборонной структуры. Это совместное достижение армии, властей, политических сил и всего общества, и мы должны продолжать укоренять этот подход. Участие армии в политических процессах должно стать табу не только для сегодняшних, но и для всех властей и политических сил будущего, так как это единственный путь для демократических военно-политических отношений и наличия реальной профессиональной военной службы, основанной на неполитической профессиональной практике, социальной ответственности и корпоративной преданности.

В этом плане должен особо подчеркнуть необходимость формирования в нашем государстве полноценных демократических военно-гражданских отношений. Многие, говоря о военно-гражданских отношениях, понимают только демократический и гражданский контроль над  Вооруженными силами. Однако, как показывает опыт развитых государств, крепкие военно-политические отношения гарантируют также рост профессионализма и эффективности вооруженных сил. Совмещение и правильный баланс военной и гражданской составляющих в сфере обороны обеспечивают реализацию новых современных идей, имплементацию прогрессивных решений и механизмов в военной сфере. Новые идеи локализуют и реализуют люди с системным мышлением и доктринальной дисциплиной, и таких людей много в рядах ВС. То есть, во всех вопросах, касающихся армии, наша цель - обеспечить полноценное сотрудничество военных и гражданских специалистов.

Не следует также забывать, что пока обязательная срочная служба является законодательным требованием, молодежь Армении получает крещение своей второй жизни в Вооруженных силах, проводя, как минимум, два года в армии и действуя в трудной и требовательной среде. Мы все должны помочь нашей молодежи сохранить то убеждение, что эти два года - не потерянный для них период, а подготовка к преодолению препятствий в дальнейшей жизни, для чего в ближайшем будущем мы будем насыщать будни военнослужащих новыми образовательными и спортивными мероприятиями, поощряя как индивидуальную самоподготовку, так и групповую взаимопомощь, не оставляя времени на бессмысленные межличностные конфликты и другие пустословия.

Тенденции развития боевых искусств

Мы видим и изучаем, как разрабатывается и далеко от нас, в конфликтных зонах, практически испытывается военно-политический «умный» инструментарий ведения новой войны, новые подходы по управлению и тактике. Мы все больше отдаляемся от тактики ведения классической войны и оперативного искусства.

В результате применения высокотехнологичного, дальнобойного и сверхточного оружия военные действия становятся бесконтактными, а потеря живой силы минимизируется.

В условиях наличия современных технологий крупные и статические подразделения легко ориентируются, в то же время малые подразделения, в нужный момент и в режиме реального времени имея полноценную оперативную информацию, могут успешно решать сложные задачи,

Крайне важны многофункциональность, выполнение разных задач одновременно и мобильность для обеспечения действий подразделения, выполняющего непосредственную боевую задачу.

Военные технологии становятся более доступными, и залогом победы является не только увеличение их количества, но и, в первую очередь, способность к полному, умному и целевому применению.

Современные технологии делают практически неизбежными или, как минимум, крайне вероятными перебои в связи и различных поставках во время военных действий, контроль над дорогами и маневрами, при этом и с точки зрения времени, и уязвимости, возможности просмотра видео и разведки в ходе боевых действий практически исключают факторы внезапности и оккультности.

Невоенные инструменты ведения войны настолько разнообразны, что арена войны в равной степени переместилась в политическую, дипломатическую, экономическую, информационно-технологическую, пропагандистскую, общественную и морально-психологическую плоскости.

Меняющиеся требования к ведению войны

Как бы легко не казалась задача изменения и адаптации к современным условиям, обеспечение продолжительных изменений в военной сфере довольно сложно, поскольку требует не только соответствующего научно-образовательного потенциала, но и больших ресурсов, и, самое главное, умных процедур внедрения и гибкого и осмотрительного военного персонала. С другой стороны, однако, для нейтрализации угроз военного характера мы тем более не имеем права полагаться на несоответствующие им, более того, обладающие десятилетней давностью знания, опыт, стратегии, процедуры управления, уставы и виды вооружений; поэтому для нас важно не только получить современные военные знания, которые со временем устаревают, но и внедрить гибкие процедуры постоянного обучения и адаптации к меняющейся среде безопасности.

Для решения военно-политических, военно-экономических, военно-технических и военных проблем нашей страны мы не имеем права быть только в роли реагирующего, будь то постоянные нарушения режима прекращения огня, постоянная подготовка к обороне или последовательное реагирование на те или иные воинственные заявления. Мы должны быть инициативными и в этом направлении уже проделали значительную работу - путем внедрения соответствующих технических средств и новой тактики мы изменили логику организации боевого дежурства и навязывания и контроля режима прекращения огня, просто предотвратив основную часть нарушений режима. Наша боевая подготовка не концентрируется только на организации обороны, а путем создания новых наступательных и штурмовых подразделений направляет тактику проведения превентивных действий.

Это обусловлено такими действующими в армии процедурами, как командный вертикаль, принцип единоличного руководства, четкое требование дисциплины и безоговорочного выполнения приказов, образования, опыта службы, посредством выполнения положений боевых уставов, шлифования механизмов принятия решений и докладов, пересмотра требований боевой подготовки, морально-психологического обеспечения, а также переоснащения, пересмотра тактики и оперативного искусства.

С целью более эффективного достижения прогресса, зафиксированного в различных сферах системы обороны, считаю важным укрепление их соединительных звеньев. У нас всегда есть убеждение, что защита - это система, и недостаток одного звена отрицательно сказывается на других звеньях. В то же время развитие одного кольца оказывает положительное влияние на все остальные звенья. Именно на эту логику в ближайшее время будет опираться наш подход. Опираясь на состоявшиеся звенья, мы должны придать импульс другим звеньям, а провальные звенья подвергнуть радикальным реформам.

Что касается научного и технического прогресса в ВПК, то планку в этой сфере устанавливают, в первую очередь, офицеры, очерчивая инновационные требования для наших ученых и промышленников. Технологические решения для преодоления возникших в боевых условиях проблем создают большой потенциал для повышения конкурентоспособности на мировом рынке ВПК, и в этом плане в будущем мы ожидаем выпуска уникальной отечественной военно-промышленной продукции». 

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: