Армянский храм Кармир Аветаран в центре Тбилиси на грани разрушения: какова реакция властей Грузии?
Армянская община Грузии бьет тревогу по поводу судьбы храма Шамхорецоц Сурб Аствацацин (Кармир Аветаран) в тбилисском районе Авлабари на фоне интенсивной застройки исторического центра города.
«Кармир Аветаран вскоре может стать совершенно недоступным и окруженным зданиями… вызывает опасения, что никто не собирается восстанавливать эту церковь и возвращать ее владельцу, пока этот выдающийся храм окончательно не разрушится», — говорится в заявлении общины в Facebook.
Кармир Аветаран, основанный в 1775 году, был построен на пожертвования прихожан и когда-то был одной из самых высоких церквей в Тбилиси, пишет «Новости-Грузия».
По информации грузинского СМИ, в конце 80-х годов 20 века купол храма обрушился в результате землетрясения, и с тех пор состояние здания церкви становится все хуже и хуже.
В 2016 году в нескольких метрах от восточной стены храма началось строительство гостиницы. Гостиницу построили несмотря на протесты армянской общины и предупреждения ряда НПО.
Эксперты неправительственных организаций заявили, что из-за работы тяжелой техники значительный ущерб был нанесен фундаменту церкви.
По мнению армянской общины, вскоре близлежащая территория снова превратится в стройплощадку.
«(У церковной стены) с одной стороны установлена будка охраны отеля, с другой находится парковка со шлагбаумом, вероятно, того же отеля. Кроме того, в конце 2023 года на прилегающей к церкви территории был установлен баннер, согласно которому указанная территория продается, что подтверждает домыслы о том, что в ближайшее время церковь будет полностью недоступна», — подчеркивается в заявлении армянской общины.
Храм Шамхорецоц Сурб Аствацацин находится на балансе государства, и у Армянской Апостольской церкви нет рычагов, чтобы самостоятельно провести работы или же на законных основаниях требовать от грузинского государства защиты памятника.
По тем же причинам ААЦ не может требовать аннулирования разрешения на строительство рядом с храмом.
Пресс-секретарь Грузинской епархии Армянской апостольской церкви Сусанна Хачатурян сообщила, что с 2004 года они неоднократно обращались к властям Грузии с просьбой спасти церковь, и вернуть ее Армянской епархии ААЦ, но их просьбы игнорировались.
«В 2009 году мы обращались к премьер-министру Нике Гилаури с просьбой вернуть церковь Армянской епархии, мы обращались в 2012, 2015 годах, но ответа не последовало. Можно же было провести консервацию, чтобы она не разрушалась. Теперь каждый день теряется по одному кирпичику, по одному камню. Возможно, скоро наступит день, когда от нее ничего не останется», — сказала Хачатурян «Радио тависуплеба».
По ее словам, происходящее служит «наглядным примером» того, как «государство не дорожит собственным культурным наследием», отрицая «настоящее многообразие» страны.
По данным грузинской службы Радио тависуплеба, территория автомобильной парковки возле церкви (земельный участок площадью 957 квадратных метров) продается вместе с эскизом отеля.
На баннере изображено четырехэтажное здание из красного кирпича, однако неясно, согласован ли данный проект с мэрией Тбилиси.
Армянская церковь Кармир Аветаран расположена на улице Перисцвалеба недалеко от станции метро «Авлабари». В 2007 году армянскому храму был присвоен статус памятника культурного наследия Грузии, но на его положении это никак не отразилось – объект продолжал разрушаться.
Все, что от него осталось сегодня, — несколько разрисованных граффити стен с огромными трещинами и груды камней, поросшие кустами.
Ситуацию вокруг армянской церкви Кармир Аветаран прокомментировал член оппозиционной партии «Европейская Грузия» Георгий Нониашвили.
«Кармир Аветаран необходимо вернуть владельцу, также как и другие культовые сооружения, которые с 1921 годы большевики отнимали у религиозных групп. Сегодня же они присвоены либо государством, либо церковью», — написал Нониашвили на своей странице в Facebook.
По его словам, происходящее служит «наглядным примером» того, как «государство не дорожит собственным культурным наследием», отрицая «настоящее многообразие» страны.
Оппозиционер также заявил, что претензии на храм до сих пор есть у патриархии Грузии.
Никто из представителей правящей «Грузинской мечты» на обращение армянской общины до сих пор не ответил.