четверг, май 9
9 / 5 / 2024
Арцах де-факто был и остается самоуправляемой независимой республикой, и это является также международным восприятием: Министр ИД Арцаха

Арцах де-факто был и остается самоуправляемой независимой республикой, и это является также международным восприятием: Министр ИД Арцаха

О приоритетах внешней политики Арцаха на фоне поствоенных реалий, новых вызовах и путях их преодоления InfoPort.am побеседовал с министром иностранных дел Республики Арцах Давидом Бабаяном.

Г-н министр, война полностью изменила статус-кво, сформировавшийся десятилетиями вокруг Арцахской проблемы, какие процессы происходят сейчас в направлении решения конфликта, продолжится ли, на Ваш взгляд, Минский процесс, и какие ожидания мы можем иметь от переговоров в свете сложившейся ситуации?

То, что Арцахский вопрос не решен и для его урегулирования переговоры должны быть продолжены, говорим не только мы, но и страны-сопредседатели Минской группы ОБСЕ. Ключевым в повестке переговоров должен быть вопрос статуса Арцаха. Должна быть четко и окончательно зафиксирована та реальность, что Арцах не может быть в составе Азербайджана, и Баку должен смириться с этим.

Есть ли у нас ожидания в этом направлении? Безусловно, есть. Уверены ли мы в том, что вопрос будет урегулирован? Уверены. Но, когда это произойдет, в какие сроки, сейчас этого не может сказать никто. Поэтому мы не должны спешить, указывать какие-то сроки, мы должны упорно и последовательно работать в направлении реализации наших целей.

Однако на этом фоне нужно выделить еще один ключевой аспект - субъектность Арцаха, сохранение которой является одним из важнейших приоритетов внешней политики Степанакерта. Субъектность – тот ключевой фактор, который позволяет нам быть геополитическим актором. Она не должна отождествляться с вопросом статуса. Даже в своем нынешнем статусе Арцах, сохраняя свою субъектность, был, есть, и мы должны сделать все, чтобы и впредь оставался геополитическим фактором. Сохранение субъектности – сверхзадача, основа всех наших дальнейших успехов. При этом, конечно, мы должны работать в направлении международного признания статуса Арцаха.  

Следующий важный вопрос, в направлении которого мы должны работать - это сохранение нынешнего формата сопредседательства Минской группы ОБСЕ. Мы знаем, что Турция стремиться пополнить формат минских посредников, особенно активировав свои усилия на фоне поствоенных реалий. Но мы не должны допустить этого.    

Насколько реальна, на Ваш взгляд, такая перспектива?

Я считаю это маловероятным с учетом того, что данный вопрос должен решиться на основе консенсуса, а мы никогда не согласимся на это.  

Г-н министр, вы говорите о перспективах окончательного решения вопроса статуса Арцаха, но в каких границах?

Несомненно, вопрос деоккупации является одним из ключевых в нашей повестке. Но это тот вопрос, который не терпит эмоций и шумихи, здесь нужные, четкие, прагматичные и трезвые подходы. 

Обратимся к отношениям с Россией: звучат различные прогнозы – одни пророчат вступление Арцаха в состав РФ, другие говорят о формировании вертикальных отношений между Степанакертом и Москвой. Каким вы видите развитие взаимоотношений с Россией, учитывая поствоенные реалии – наличие  российских миротворцев в Арцахе?

В этой связи процитирую министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова, который назвал прогнозы о вхождении Арцаха в состав России «экзотическими». Из заявлений Лаврова четко видно, что Арцах был и остается де-факто самоуправляемой независимой республикой. А это означает, что как и прежде мы являемся субъектом - региональным и геополитическим фактором.

Что касается отношений с Россией, то должен сказать, что народы, имеющие диаспору, традиционно должны иметь хорошие отношения со странами, в которых есть диаспоральные общины. В России у нас самая большая армянская община, часть представителей которой родом из Арцаха. С учетом этих и других поствоенных реалий, когда безопасность арцахцев обеспечивают российские миротворцы, впредь мы должны еще более углубить взаимодействие с Россией. Россия для нас была, есть и останется братской страной.

Ходят слухи, что скоро жители Арцаха получат российские паспорта…

Вопрос получения гражданства РФ или гражданства любой другой страны - выбор каждого человека, особенно с учетом того, что процесс получения российских паспортов в последнее время достаточно либерализован для лиц, родившихся в период бывшего СССР и на его пространстве. И в этом плане вопрос получения паспортов никоим образом не обусловлен наличием российских миротворцев в Арцахе.

В последнее время в экспертных кругах участились мнения о том, что наличие российских миротворцев не является достаточной гарантией для мира и стабильности в зоне карабахского конфликта, и в случае столкновения геополитических интересов российский миротворческий контингент не сможет быть сдерживающим фактором для начала новой войны. Что Вы думаете на сей счет?

Я не согласен с этими мнениями, миротворцы являются гарантией безопасности и стабильности в регионе, поскольку Азербайджан не осмелится, игнорируя их присутствие, вновь развязать войну против Арцаха. Это будет означать, что Баку бросает вызов Москве, а он не осмелится пойти на такой шаг. В этом плане присутствие миротворцев почти сводит к нулю возможность двусторонней войны между Азербайджаном и Арцахом.

Другой вопрос, что на фоне столкновения интересов геополитических акторов нельзя исключать вероятность глобальной войны, которая может затронуть многие страны региона и не обойти стороной и нас, но в этом случае развитие ситуации уже не будет зависеть от нас.

Один из часто звучащих в поствоенный период вопросов: будет ли продлен через пять лет договор о дислокации российских миротворцев в Арцахе?

Смотрите, в чем цель дислокации в Арцахе российских миротворцев – в обеспечении  региональной стабильности и безопасности. Пока арцахская проблема не урегулирована, говорить о стабильности и мире в регионе нельзя. Это произойдет лишь при комплексном урегулировании проблемы, что подразумевает окончательную фиксацию статуса Арцаха, который не может быть в составе Азербайджана. Согласиться на это Баку? Исходя из его максималистских заявлений, ожидать этого в ближайшие пять лет вряд ли придется. Следовательно, императив присутствия российских миротворцев не отпадает, и, на мой взгляд, с учетом этих реалий, договор о дислокации миротворческого контингента РФ будет продлен и через пять лет.

Г-н Бабаян, вы неоднократно говорили о возможностях эксплуатации Степанакертского аэропорта, есть какие-либо новости в связи с этим?

Вопрос эксплуатации Степанакертского аэропорта находится в повестке. На начальном этапе аэропорт будет обслуживать борты российского миротворческого контингента, впоследствии, думаю, отсюда будут летать и гражданские самолеты. Но никакой конкретики на этот счет, в том числе и по вопросу сроков эксплуатации нет.   

Еще один вопрос: на днях стали муссироваться слухи о том, что въезд иностранцев в Арцах отныне будет регулироваться властями Азербайджана, что Вы скажете по этому поводу?

Это чистейшей воды вымысел и провокация. Подобные слухи лишь расшатывают хрупкую послевоенную стабильность в Арцахе. Никаких кардинальных изменений в процедуре въезда в Республику Арцах не произошло. Мы продолжаем предоставлять въездные визы гражданам тех стран, которые должны получить соответствующее разрешение. Кроме того, есть страны, для граждан которых нет требования получения въездной визы, однако они обязательно должны явиться в постоянное представительство Арцаха в Республике Армения и получить соответствующий документ, позволяющий им въезд в Арцах. Необходимость в регламентировании этого процесса обусловлена озабоченностью российских миротворцев возможностью проникновения в республику различных террористических элементов под видом иностранцев, поскольку в случае ЧП ответственность за это ляжет и на них.

Все что требуется от иностранных граждан - до визита в республику представить документы в представительство Арцаха в Армении, после чего их данные будут переданы нам и российским миротворцам. У них есть больше возможностей выяснить, входит ли данный человек в какую-либо террористическую группировку или нет. Однако, хочу отметить, что по сей день не было ни одного случая, чтобы представленные нами списки не были утверждены российскими миротворцами. Отмечу также, что въезд армян Диаспоры в Арцах никоим образом не ограничен.

Все эти меры лишь преследуют цель повысить гарантии безопасности жителей Арцаха. А иностранным гражданам просто нужно будет подождать 1 день, и никаких проблем не возникнет.

Г-н Бабаян, согласно муссируемым слухам, в сфере армейского строительства Арцаха будут осуществлены радикальные реформы, обусловленные поствоенными реалиями...

Независимо от того, какой характер будут носить реформы, главное то, что мы будем иметь армию, и она должна быть очень боеспособной.

Г-н министр, после войны вновь активизировался процесс признания Арцаха органами местного самоуправления, а в некоторых случаях и парламентами ряда зарубежных стран, как Вы думаете, может ли этот процесс способствовать международному признанию Арцаха?

Это, безусловно, важный с моральной и правовой точки зрения процесс. И это, конечно, прогресс. Но мы должны понять, что признание - это глобальный геополитический вопрос. Однако это не означает, что мы должны отказаться от данного процесса, наоборот, мы должны внести некоторые коррективы в нашу стратегию и еще более стимулировать его. Этот процесс наряду с другими факторами является залогом сохранения нашей субъектности.

Г-н министр, представьте в качестве эпилога Вашу формулу успеха внешней политики…

Патриотизм, профессионализм, рациональное мышление – при сочетании этих качеств, мы можем свернуть горы.

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: