четверг, март 28
28 / 3 / 2024
Согласно соцопросам, общества Армении, Азербайджана и Турции не готовы к налаживанию гуманитарного сообщения: социолог       

Согласно соцопросам, общества Армении, Азербайджана и Турции не готовы к налаживанию гуманитарного сообщения: социолог       

Армянская сторона всегда выступала за гуманитарные контакты между обществами Армении и Азербайджана с целью укрепления взаимного доверия, однако очевидно, что общество еще не готово к налаживанию гуманитарного общения, а государство не готово помочь гражданскому обществу. Такое мнение во время «Мозгового штурма»  на тему «Процесс урегулирования армяно-азербайджанских и армяно-турецких отношений: новые возможности и/или новые угрозы и вызовы», организованного Евразийским экспертным клубом, выразил доктор социологических наук, профессор Геворг Погосян.

«Многочисленные социологические опросы общественного мнения в наших странах дают достаточно ясную картину отношения населения к своим соседям. Приведем, некоторые результаты опросов:

В 2015 году американский фонд Маршалла (The German Marshall Fund (GMF) of United States) провел в Турции опрос общественного восприятия (Turkish perceptions survey 2015), согласно которому 83% из 1018 опрошенных респондентов относятся к соседней Армении явно неблагоприятно. Спустя шесть лет, исследователи турецкого университета Кадир Хас (Kadir Has University) опубликовали результаты изучения общественного мнения тенденций Турции в 2021 году (Turkey Trends Survey 2021: Turkish Public Perception and Concerns). Согласно этому опросу также у 83,1% опрошенных неблагоприятное отношение в соседней Армении. Фактически, турецкое общество проявляет устойчивое негативное отношение к соседней Армении. Заметим, что еще в 2006 году мы провели совместно с турецкими социологами из организации TESEV исследование взаимного восприятия граждан. Результаты исследования показали явное отсутствие адекватного представления о соседней стране. По мнению большинства турецких опрошенных, Армения – это большая недружественная страна от Черного до Каспийского моря, с населением в 10 миллионов человек. В Турции уже более ста лет насаждается официальное мнение, что никакого геноцида армян в 1915 году не было, и что это были столкновения между армянами и турками во время Первой мировой войны. Нет никакого сомнения, что такое искаженное представление о собственной истории и о соседях является прямым результатом воздействия официальной пропаганды в СМИ.

В Армении практически во всех опросах общественного мнения Турция и Азербайджан фигурируют в качестве вражеских государств. Так в исследовании американской организации IRI в 2021 году подавляющая часть взрослого населения Армении в качестве наибольшей политической угрозы для нашей страны указала Турцию (90%) и Азербайджан (77%). А в качестве наибольшей угрозы для безопасности Армении они указали вновь Турцию (88%) и Азербайджан (81%). Насчет разблокировки границ и открытия транспортных сообщений с Турцией и Азербайджаном наше общественное мнение также не очень оптимистично. Так, только 5% опрошенных считают, что открытие транспортных дорог с Азербайджаном может полностью положительно повлиять на экономическое развитие Армении. То же самое в отношении открытие дорог с Турцией: только 6% считают это полностью положительным для развития экономики Армении. Наоборот, по мнению большинства опрошенных (53-59%) разблокировка дорог весьма отрицательно скажется на экономическом развитии нашей страны. Об отношении нашего населения к соседним странам можно судить также по тому, как люди представляют дальнейшее развитие страны. Так, 56% процентов уверены, что Армения должна укреплять свою армию и вооруженные силы, одновременно пытаясь стремиться к миру. И, наоборот, только 2% утверждают, что надо стремиться к миру без какого-либо усиления своих вооруженных сил. Армянское население лучше всех понимает, что с такими соседями только наличие сильной армии может быть надежной гарантией безопасности и мира. Это мнение укрепляется также отношением населения к проблеме Карабаха. 34% опрошенных считают, что Карабах (Арцах) должен быть независимым, 50% уверены, что он должен быть присоединен к Армении, еще 11% видят его в составе Российской Федерации. Во всяком случае, для абсолютного большинства армян (95%) Карабах не может оставаться в составе Азербайджана. По результатам опроса IRI в июне 2022 года только 7% опрошенных считают нормализацию армяно-турецких отношений очень позитивной, еще 21% считают это частично позитивной. Между тем, 59% опрошенных такую нормализацию отношений считают частично или очень отрицательной. Заметим, что в обоих указанных исследованиях (в 2021 и в 2022 гг.) подавляющее большинство армянских опрошенных называли Россию самым важным политическим партнером (57%), экономическим партнером (61%) и партнером для обеспечения безопасности Армении (64%).

В апреле 2015 года Кавказский центр исследовательских ресурсов (CRRC) — Caucasus Research Resource Center–Armenia опубликовал результаты социологического исследования «Public Opinion Poll: The Ways for Normalization of Armenian-Turkish Relations»[7] (Пути нормализации армяно-турецких отношений). Согласно результатам исследования 70% опрошенных считают, что туркам совсем нельзя доверять. А 75% совершенно не согласны с утверждением, что за последние пять лет Турция стала более демократичной и надежной в качестве соседней страны.

Не лучше обстоят дела в азербайджанском обществе. Социологические опросы, проведенные в 2005 и 2006 годах Центром социальных исследований SORĞU совместно с американским фондом IFES, показали, что по мнению 1600 опрошенных в Азербайджане самой большой проблемой, стоящей перед их страной, является проблема Карабаха (73%), и лишь после этого — безработица (36%) и низкий уровень жизни (19%). Власти в Баку весьма агрессивно настроены по отношению к Армении. Они не раз отмечали, что Азербайджан располагает новейшими ракетными системами, которые могут нанести удар по Мецаморской АЭС, что «обернется для Армении огромной трагедией». Политическое руководство Азербайджана уже много лет муссирует идеи о том, что армяне заняли исконно им принадлежащие земли, что «политика геноцида армянских националистов в отношении азербайджанцев имеет двухсотлетнюю историю». Специальным указом президента с 1998 года они 31-го марта ежегодно отмечают день геноцида азербайджанцев[11]. Зам. директор Института истории АН Азербайджана утверждает, что всего за этот период (1918г.) на территории Азербайджана геноциду подверглось 700 тысяч человек[12]. Другой азербайджанский историк в 2004 году писал, что в Османской империи в 1915 году имел место не геноцид армян, а геноцид азербайджанцев, и что армяне убили «от 1,5 до 2-х миллионов мусульман, преимущественно азербайджанцев и курдов». В Азербайджане стали обвинять армян за участие в геноциде евреев. Таким образом, в азербайджанских СМИ постоянно поддерживается “образ врага”.

В 2013-2015 годах журналистские организации трех республик провели экспертный опрос «Содействие сбалансированному освещению конфликтов на Южном Кавказе» при поддержке посольства Великобритании (Promoting Conflict Sensitive Reporting in South Caucasus, «Internews Georgia”, «Internews Armenia” and «Internews Azerbaijan”). Результаты опроса позволили экспертам прийти к выводу, что в обществе есть востребованность негативной информации о конфликтах и «противнике». Причиной подобных настроений эксперты назвали манипулирование политиками патриотических чувств граждан. Большинство экспертов отметили, что в СМИ Южного Кавказа по-прежнему часто присутствует негативная лексика, «язык вражды», «язык ненависти» по отношению к противоборствующей стороне. Кроме того, в медиа поле широко используется создание новых и закрепление старых негативных стереотипов и клише друг о друге. Одним из самых распространенных стереотипов является образ врага, что порождает чувство ненависти к соседям. Для этого необходимо, прежде всего, прекратить информационную войну. Почти все эксперты считают, что в странах Южного Кавказа влияние государственных структур на СМИ слишком велико. Власти используют СМИ в целях манипуляции общественным мнением».

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: