пятница, апрель 19
19 / 4 / 2024
Армения во многих планах опережает Россию в сфере кардиологии и сердечнососудистой хирургии: Роман Овчинников

Армения во многих планах опережает Россию в сфере кардиологии и сердечнососудистой хирургии: Роман Овчинников

Об отличиях и достижениях кардиологии и сердечнососудистой хирургии в Армении и России, специфике трудового рынка в сфере медицины в двух странах, о пациентах и их родственниках, имплантации новейших устройств и о многом другом интересном и познавательном InfoPort.am поговорил с российским сердечно-сосудистым хирургом, аритмологом, кандидатом медицинских наук Роман Сергеевичем Овчинников, который в Армении сотрудничает с армяно-японской клиникой «BEST LIFE».

Роман Сергеевич, расскажите немного армянским читателям о пройденном Вами профессиональном пути, кого Вы считаете своим учителем, какими были Ваши эмоции при выполнении первой операции?

-Я - сердечносоудистый хирург, аритмолог. В аритмологию я пришел в 2012 году, и в этом же году у меня была и первая операция.

Моим учителем был Андрей Славович Ардашев, вот он, собственно говоря, и пригласил меня в аритмологию. До этого я семь лет работал в открытой кардиохирургии, закончил Институт сердечно-сосудистой хирургии им. Бакулева. В открытой кардиохирургии моими учителями были такие именитые врачи, как Погиря, Сигаев и Аракелян. Мое решение из открытой кардиохирургии перейти в аритмологию было связано с тем, что эта сфера кардиологии менее инвазивная и более бурно развивающаяся. Меня она привлекла более быстрым техногенным прогрессом. В этой сфере кардиологии мы имплантируем устройства - кардиостимуляторы, дефибрилляторы и синхронизаторы, делая из пациентов не то что «киборгов». Мы ставим компьютеры, которые спасают и продлевают жизни, и эти компьютеры с каждым годом совершенствуются более расширенными и оптимизированными функционалами. И вот быть на пике технического прогресса и применять это в медицине, на самом деле очень меня подкупает и очень мне импонирует. Я это люблю и отслеживаю все новые технологии, новые направления в аритмологии - приёмы, физиологические алгоритмы, которые мне предлагают разные производители аппаратов, и активно применяю на пациентах. Это, собственно говоря, и подкупает меня в аритмологии. Могу сказать, что рад тому, что немного сменил свою открыто-хирургическую ориентацию на более электрофизиологическую.

-Роман Сергеевич, теперь немного о том, как началось Ваше сотрудничество с клиникой «BEST LIFE»?

-Сотрудничество началось посредством центрального дистрибьютора, поставляющего кардиоаппаратуру в данную клинику. Изначальной целью было обучение врачей, работающих в этой клинике, имплементировать высокотехнологичную кардиоаппаратуру в свою практику. После первых 10-12 операций я получил от руководства клиники приглашение сотрудничать с ней. Ну и, собственно говоря, уже два года периодически приезжаю, обучаю молодых специалистов и провожу операции.

 -Как часто Вы оперируете в Армении?

-Я приезжаю практически каждый месяц. В первую неделю каждого месяца приезжаю и оперирую здесь.

-Роман Сергеевич, как в целом Вы оцениваете уровень кардиологии в Армении, в этом плане у Вас есть возможность для сравнения с российским опытом?

-Есть возможность сравнить… И в этом плане должен сказать, что в Армении и кардиология, и сердечно-сосудистая хирургия находятся на достаточно высоком уровне, и, как мне кажется, это связано с тем, что у вас меньше бюрократических регламентов по ведению и апробированию новых препаратов и современных технологий. То, что одобрено FDA или ЕА можно применять здесь. Такое у нас в России невозможно, мы должны получить дополнительные разрешения на работу с любыми новыми технологиями, в том числе и препаратами. Все эти бюрократические перипетии занимают полтора, а может быть и все пять лет. Мы немного за счёт этого отстаем. Вы не отстаете, поэтому вы на пике волны, так сказать. Это приятно, и кардиология, и сердечнососудистая хирургия, и эндовоскулярная хирургия, у вас находятся на очень высоком уровне.

-Отличаются ли армянские пациенты от российских. И если да, то чем?

-Внутри не отличаются, снаружи (улыбается)… Сложно сказать, они такие более лохматые. Но в целом я не вижу каких-то радикальных отличий. Может быть, они более открытые и, наверное, возможно больше доверяют врачу. То есть они максимально открыты и полностью к тебе себя располагают, вот...Кстати нет практически языкового барьера, то есть отклик между пациентом и врачом не нарушается по причине языковой дифференциации. Но, тем не менее, должен сказать, что пациенты в основном везде все одинаковые. Когда они лежат на операционном столе, они все одинаковые, и я всех их одинаково люблю...

Но зато есть разница в отношении родственников к пациентам. В армянских клиниках обычно собирается больше родственников пациента, нежели это принято в России. К примеру, после операций в российских клиниках я зачастую по телефону сообщаю родственникам пациента о ее исходе, в Армении же все родственники собираются в коридоре клиники и в палате, и тебя обязательно поймают за майку и спросят: «Всё ли прошло успешно?». И, наверное, это даже не только близкие родственники, это такая большая семья, все они волнуются, ловят информацию на лету. Вот в этом и есть, наверное, положительное отличие.

-Хотелось бы услышать советы аритмолога Романа Сергеевича Овчинникова…

-Если пациент предъявляет жалобы на головокружение, иногда эпизоды резкой слабости, иногда обмороки/предобмороки, надо однозначно обращаться к кардиологу, к неврологу, для того чтобы выяснить не связано ли это с остановками сердечной деятельности. А это выявляется на электрокардиограмме или посредством суточного интонирования. Возможно, это синдром слабости синусного узла или приходящие какие-то блокады. И данная проблема не устраняется, к сожалению, таблетками, И если эта ситуация не связана, скажем, с передозировкой каких-нибудь лекарств или сильнодействующих веществ, то сама по себе она не уйдет.

Если сегодня было головокружение или предобморочное состояние, то завтра это может закончиться тяжелым, скажем, инсультом. То есть тут со стороны больного должна быть определенная настороженность и медицинское сознание. Бывают пациенты с низкой фракцией выброса - низкая мощность сердца как насоса - тогда это высокий риск нарушения ритма в желудочках или даже внезапной сердечной смерти. В этом случае мы можем предложить устройство, которое отследит нарушение ритма, вовремя включится и купирует, например, тахиоаритмию или фибрилляцию желудочков, которые представляют непосредственную угрозу жизни пациентов. Все эти устройства мы имплантируем в клинике «BEST LIFE».

Есть ещё устройства, которые синхронизируют работу желудочков. Если есть блокада, например, левой ножки пучка гиса, и левый желудочек отстает от правого, в такой ситуации мы имплантируем ресинхронизирующее устройство. Это трёхкамерные кардиостимуляторы, которые устраняют межжелудочную десинхронию. В клинике «BEST LIFE». мы выполняем эти операции, используя самые современные немецкие технологии. После таких манипуляций, у пациентов не бывает никаких ограничений, они могут летать на самолётах, могут проходить через магнитные рамки, могут делать МРТ. То есть в дальнейшем они живут, как совершенно здоровые люди. Единственное, что раз там в полгода им надо проверять свои устройства, которое зашивается в подключичной области.

-Роман Сергеевич, после известных событий, очень много врачей переехали из России в Армению. Хотелось бы узнать, нет ли у Вас подобного желания? И если сравнивать российский и армянский трудовые рынки в сфере медицины, какие плюсы и минусы можно выделить в обеих странах?

-В плане трудовых рынков особых различий нет - как в Москве, так и в Ереване очень тяжело устроиться врачом, а уж тем более аритмологом для работы в стационаре. Хотя в принципе между нашими странами дипломы врачей синхронизированы, и российский диплом без дополнительных лицензий котируется и здесь. Но в плане трудоустройства одинаково сложно в обеих странах. Что касается переезда, то однозначно скажу – эмиграция в мои планы не входит и точно не будет входить.

-Если ли что-то, о чем не спросила я, но хотели бы поговорить Вы?

-Что бы я хотел сказать… Пусть это не прозвучит, как реклама, но я бы хотел пару слов сказать о клинике «BEST LIFE» и ее руководстве. В этой клинике все ориентировано на пациента, начиная с момента госпитализации до его выписки. Никакие средства не экономятся для успешного исхода лечения. Здесь используются самые современные технологии, которые при диагностике, скажем, минимизируют или сводят к нулю степень облучения пациента. В ежедневной практике используются самые современные антисептики, дорогие медицинские плёнки, стрипы, быстрорассасывающиеся шовные материалы, которые не приходиться снимать, как обычно. И в этом плане я хочу выразить огромное уважение руководству клиники, которое делает все для комфортной и спокойной работы врача и не экономит на здоровье пациента. Именно по этой причине все врачи клиники «BEST LIFE» работают здесь с максимальной отдачей.

Спасибо Вам огромное, за интервью!

  • Поделиться: