пятница, апрель 19
19 / 4 / 2024
Армения достигла улучшения своих макроэкономических показателей именно благодаря тесному сотрудничеству в рамках ЕАЭС: Татул Манасерян

Армения достигла улучшения своих макроэкономических показателей именно благодаря тесному сотрудничеству в рамках ЕАЭС: Татул Манасерян

Опыт членства Армении в ЕАЭС показывает, что цели и задачи экономического развития страны созвучны с целями и задачами региональной интеграции и совпадают с интересами стран-партнеров: Армения достигла улучшения своих макроэкономических показателей именно благодаря тесному сотрудничеству в рамках ЕАЭС. Такое мнение на Круглом столе «Перспективы направления развития ЕАЭС в новых условиях и возможности для сотрудничества с третьими странами в контексте их трансформирующихся внешнеэкономических стратегий» выразил Доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян.

В то же время, по его словам, страны ЕАЭС объединяет и стремление бороться против множества угроз экономической безопасности, которые носят общий характер. «На все страны Союза негативно влияют глобальная неопределённость и другие риски. Следовательно, особый акцент следует делать на анализе перспектив перехода от однополюсного мира к многополюсному, при котором возможно сочетать национальные и глобальные интересы. В связи с этим воздействие местных, региональных и глобальных угроз рассматриваются с точки зрения общих препятствий экономического роста ряда постсоветских стран. В попытке нахождения путей преодоления указанных угроз выделяются современные методы экономической дипломатии, а развитие ЕАЭС оценивается как новый формат борьбы с экономическими угрозами, в частности, оценивая концепцию Большого евразийского партнёрства как важнейшего инструмента экономической дипломатии»,- подчеркнул Манасерян.

По его словам, исследуемые процессы, в силу глобальной взаимозависимости, прямо или косвенно влияют на тенденции развития стран ЕАЭС. Эксперт выделили следующие основные угрозы:

— внутриполитическая нестабильность;

— обострение социальной напряжённости;

— недоразвитая инфраструктура;

— нехватка местного продовольствия;

— низкий уровень обеспечения финансовой, информационной, интеллектуальной, инвестиционной безопасности;

— рустующая технологическая зависимость от Запада;

— слаборазвитые транспортные коммуникации;

— растущий дефицит платёжного баланса;

— неэффективное использование внешних займов;

— глобальный энергетический кризис;

— глобальный продовольственный кризис;

— нелегальная миграция и миграционный кризис;

— «торговые войны»;

— экономические и политические санкции.

По его словам, несмотря на некую изолированность и отсутствие координации экономической политики отдельных стран, особенно в рамках ЕАЭС, многие факторы превращаются в общие угрозы экономической безопасности. Это, в первую очередь:

— увеличение объёмов внешнего долга;

— рост неравенства между внешним долгом и доступными валютными резервами;

— неожиданные высокие колебания обменных курсов, которые могут повлиять отрицательно на экономический рост;

— низкий уровень конкурентоспособности национальных хозяйств;

— низкий уровень информационной безопасности;

— зависимость от ограниченного числа товаров в экспорте;

— относительно низкие объёмы товарооборота внешней торговли;

— зависимость от краткосрочного внешнего заимствования –«горячие деньги»;

— слаборазвитая инфраструктура исредства для транспортировки внешней торговли;

— незаконный импорт, контрабанда, торговля ограниченных товаров и услуг;

— рост дефицита государственного бюджета;

— недостаточные или неразнообразные источники ПИИ;

— массовый отток капиталов из-за отсутствия уверенности для инвестиций;

— зависимость от импорта;

— «утечка мозгов»;

— старение населения;

— слишком много открытости местного рынка против субсидированного импорта товаров и услуг, несправедливой иностранной конкуренции, включая демпинг.

«Очевидно, что даже чёткое обозначение общих угроз недостаточно для их устранения. Нужна координация стратегий и политики постсоветских стран, а также выработка концептуальных положений, выбора подходов, эффективных инструментов и обмена опытом»,- подчеркнул Манасерн.

По его словам, для долгожданного устойчивого развития ЕАЭС необходимо обеспечить реальную военно-политическую безопасность, учитывая опыт Европы после второй мировой войны, когда враждующие стороны – Германия и Франция создали стратегический Союз Угля и Стали, что по сути дела предотвратило третью мировую войну, а также заложило надёжную основу для интеграции в Европе, а позже и для создания ЕС. «ЕАЭС полностью созвучен тенденциям в мировой экономике: наряду с глобализацией по всему миру углубляется процесс регионализации – НАФТА, АСЕАН, ЕС, другие региональные экономические союзы в Азии, Африке, Латинской Америке и пр. ЕАЭС может и должен стать новым центром силы в мировой экономике, притягивая к себе многие страны, которые до сих пор не полностью интегрированы в своих регионах. Будущее ЕАЭС – Большое Евразийское Партнёрство»,- подчеркнул он.

В целом, по его словам, Большое Евразийское партнёрство следует принимать как некую сеть контактов и переговоров, которые сложились или возникнут как между делающими погоду хозяйствами государств на территории Евразии, так и интеграционными группировками региона, которые используют принципиальные положения международного права, а также разные формы стратегических инфраструктур (транспорт, энергетика, ИТ, банки, пр.). Важно заметить, что именно такое видение способствует гармонизации интересов ЕАЭС с инициативой «Пояс –путь», что, в свою очередь, послужило основой для выработки проекта Стратегических направлений развития евразийской экономической интеграции до 2025 г.

«ЕЭК уже на системной основе взаимодействует с Ассоциацией государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) и обсуждает возможности заключения меморандума с Секретариатом Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), идёт плодотворное сотрудничество с Содружеством Независимых Государств (СНГ). По мнению экспертного сообщества, Большое Евразийское партнёрство не должно подразумевать создания организационной надстройки, а должно представлять собой сеть диалогов (диалоговых партнёрств) между ключевыми игроками Евразии – крупнейшими национальными экономиками и экономиками региональных объединений, связанных между собой инфраструктурой и гибкой системой международных правовых норм»,- отметил Манасерян.

По его словам, комфортная для государств Евразии организация Большого Евразийского партнёрства на взаимовыгодной основе позволит выстраивать долгосрочные планы по институционализации различных форматов сотрудничества.

«Образование единого экономического пространства и общего, более ёмкого рынка сделает ЕАЭС более привлекательным не только для иностранных инвестиций, но и для Восточно-Европейского партнёрства и других форматов международной экономической интеграции. Однако все вышеперечисленное требует сильную внешнеполитическую волю всех указанных стран, их стратегических партнёров, международных организаций, полного учёта специфики экономических и политических тенденций в регионе, а также архитекторов безопасности высокого класса»,- резюмировал Манасерян.

Этот текст доступен на Հայերեն
  • Поделиться: