суббота, апрель 20
20 / 4 / 2024
Согласно новому прогнозу ЦБ, рост экономики в 2020 году составит минус 4%, против более раннего прогноза в 0,7% роста: Манасерян

Согласно новому прогнозу ЦБ, рост экономики в 2020 году составит минус 4%, против более раннего прогноза в 0,7% роста: Манасерян

При оценке состояния экономики Армении за шесть месяцев, нельзя упускать из виду непредвиденные обстоятельства, а также тяжелые последствия пандемии на экономические процессы и тенденции развития. Об этом в ходе онлайн пресс-конференции, организованной   Евразийским экспертным клубом, заявил Руководитель Исследовательского центра «Альтернатива», доктор экономических наук, профессор Татул Манасерян, представляя доклад «Экономика Армении в первом полугодии 2020г. в контексте членства страны в ЕАЭС».

По его словам, показатель экономической активности Армении, в январе-июне 2020 года зарегистрировал спад на 4,7% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом в июне 2020 года по сравнению с июнем 2019 года спад составил 7,5%, а по сравнению с маем 2020 года показатель экономической активности, наоборот, вырос на 14,8%. Согласно представленным данным, за январь-июнь текущего года объем производства промышленной продукции составил примерно 895 952.1 млн. драмов, увеличившись на 1,5% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. При этом в июне 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года показатель снизился на 2,4%, а в июне по сравнению с маем 2020 года увеличился на 6,3%.

Рост за полугодие также зарегистрировала сельскохозяйственная сфера, объем производства в которой за январь-июнь 2020 года увеличился по сравнению с аналогичным периодом 2019 года на 1,7% и составил 239 967.3 млн. драмов. В остальных сферах, по итогам полугодия зарегистрирован спад, хотя в месячном разрезе они все показали рост.

Таким образом объем сферы услуг (без учета торговли) за январь-июнь 2020 года составил 585 439.2 млн. драмов (рост 0,1%), при этом в июне по отношению к маю показатель сократился на 11,2%, а в июне к июню 2019 года – на 15,9%.

Наибольший спад в полугодовом разрезе и при этом наиболее высокий рост в месячном разрезе зарегистрировала сфера строительства. Объем строительства за первое полугодие 2020 года по сравнению с аналогичным периодом 2019 года сократился на 23,4% и составил 105 779.6 млн. драмов, при этом по сравнению с маем в июне рост сферы составил 21,6%, а по сравнению с июнем 2019 года – также отмечается спад на 23,3%.

Оборот внутренней торговли за январь-июнь 2020 года составил 1 262 458.8 млн. драмов (спад 11,1%), при этом по сравнению с предыдущим месяцем показатель вырос на 14,3%, а в июне 2020 года по сравнению с июнем 2019 года сократился на 12,4%.

Частные трансферты в Армению за первое полугодие снизились на 30,5%. Несмотря на это, по состоянию на конец апреля (последние доступные данные) объем срочных вкладов не только не сократился, а даже вырос.

Согласно официальным данным, рост ВВП Армении в первом квартале 2020 года составил 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, достигнув в абсолютном показателе 1 трлн. 241 млрд. драмов.

Согласно новому прогнозу ЦБ, рост экономики в 2020 году составит минус 4%, против более раннего прогноза в 0,7% роста. При этом по более ранним прогнозам ЦБ предполагал, что экономический рост в основном, восстановится в 2021 году, составив 7,2%.  В то же время, Международное рейтинговое агентство FitchRatings пересмотрело прогноз по долгосрочным рейтингам дефолта эмитента (РДЭ) Армении со «Стабильного» на «Негативный» и подтвердило РДЭ (Long-termIssuerDefaultRating — IDR) на уровне «BB-» (в ноябре 2019 года Fitch повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента Армении до уровня «BB-» с «B+», с прогнозом «Стабильный»). Предполагается, что Армения продолжит испытывать широкую социальную и политическую стабильность и что в конфликте с Азербайджаном по Нагорному Карабаху не будет его продолжительной эскалации до уровня, который мог бы повлиять на экономическую и финансовую стабильность. Ожидается, что макроэкономические показатели будут соответствовать прогнозам по глобальной экономике.

При анализе и оценке тенденций в экономике Армении необходимо учитывать и тот факт, что рост ВВП Армении в первом квартале 2020 года составил 3,8% по сравнению с аналогичным периодом 2019 года, достигнув 1 трлн. 241 млрд. драмов.

В конце апреля нынешнего года Национальное Собрание Армении одобрило пересмотр бюджетных показателей для противодействия COVID-19. С учетом неблагоприятного воздействия ситуации с коронавирусом, бюджетный прогноз по ВВП понижен до спада в 2% (ранее в бюджете был заложен рост в 4,9% на текущий год), а дефицит увеличен до 340 млрд. драмов, или 5% от ВВП (ранее 2,3%) ($1 – 485,29 драма).

В целом, сократились объёмы внешней торговли как по экспорту, так и по импорту. Однако экспорт продукции в страны ЕАЭС, особенно в Россию, продолжает расти. Сокращение импорта, как известно, существенно снижает уровень государственных доходов, так как экономика страны остается импорто-ориентированной, таможенные пошлины взимаются только с импорта, а экспорт полностью освобожден от пошлин (импорт превышает экспорт почти в раза). В сложных условиях эти убытки частично компенисруются попытками повышения эффективности и прозрачности налоговых органами Армении. За 7 месяцев 2020 года в бюджет было восстановлено 1,64 млрд. драмов, против 1,41 млрд. драмов за аналогичный период 2019 года. За 7 месяцев 2020 года в КГД было возбуждено 285 уголовных дел, по которым размер ущерба государству составил 13,7 млрд. драмов, против 175 уголовных дел с ущербом в 11,9 млрд. драмов за аналогичный период 2019 года. Также активно проводится работа по проверке достоверности данных по ценам на импортируемые из ЕАЭС товары. После регистрации на их имя начинают совершать импорт товаров из стран ЕАЭС, продовольствие, товары первой необходимости, пользуясь законом не представляют налоговых деклараций и не выплачивают налоги за счет создания преднамеренных признаков неплатежеспособности организации. Все это свидетельствует о том, что государственные контролирующие и регулирующие органы стран стали эффективно сотрудничать в борьбе со многими негативными явлениями и угрозами экономической безопасности.

Не является исключением также проблема возможности совместной борьбы стран ЕАЭС против разразившейся пандемии и других известных инфекций с выработкой комплексного плана, которая обсуждалась на встрече глав правительств в Минске наряду с вопросами устранения странами Евразийского экономического союза торговых барьеров на внутреннем рынке, а также выработка системных подходов к введению маркировки товаров, формирование совместной космической системы дистанционного зондирования Земли, разработка карт индустриализации и развития агроиндустрии и другие актуальные вопросы.

По мнению эксперта, важен также вопрос участия в государственных тендерах компаний из стран ЕАЭС, по которому уже найден принципиальный подход к решению. «Есть и другие проблемы, а также угрозы экономической безопасности, озвученные нами ранее на разных форумах. В частности, по ряду сфер предложены концепции совместной работы, по обеспечению продовольственной безопасности, энергетической безопасности, финансовой безопасности, демографической безопасности и пр. Принимая во внимание всю остроту стоящих перед нашими странами экономических угроз, премьер-министр Армении предложил создать Доктрину продовольственной безопасности ЕАЭС, отметив, что проблемы продовольственной безопасности ЕАЭС всегда были в центре внимания союза, и в рамках ЕАЭС уже была проведена определенная предварительная работа в этом направлении. Более того, в Стратегии 2025 мы договорились разработать «Общие принципы и подходы к продовольственной безопасности стран ЕАЭС»»,- заявил Манасерян.  

Однако в условиях пандемии, по его словам, решение данной проблемы приобрело особую актуальность. Поэтому, напомнил он, премьер Армении  предложил поручить Комиссии ЕЭК совместно со странами разработать и представить Доктрину или Концепцию продовольственной безопасности ЕАЭС». В этой связи следует заметить, что Совет по агропромышленной политике ЕАЭС создан решением глав государств ЕАЭС для обеспечения эффективного взаимодействия министерств сельского хозяйства стран Союза при реализации согласованной агропромышленной политики (в его состав входят министры сельского хозяйства государств-членов Евразийского экономического союза и члены Коллегии (министры) ЕЭК по промышленности и агропромышленному комплексу и техническому регулированию).

«Вселяет надежду также тот факт, что ЕАЭС приступает к реализации  инновационно-инвестиционных проектов в космической, промышленной и агропромышленной сферах. Это предполагает  взаимодополняемую специализацию, которая позволит не только разумно конкурировать на рынке  ЕАЭС, но и прирастать новыми технологиями и новыми рабочими местами. В настоящее время дорабатываются  Стратегические направления развития евразийской экономической интеграции до 2025 года, в целом одобренные главами государств. Комиссией подготовлен план с конкретными шагами по реализации документа, чтобы представить материалы на рассмотрение глав государств осенью 2020 года»,- заявил эксперт.

  • Поделиться: